Дата публикации: 21 декабря 2020
Скульптурная композиция посвящена Виктору Спиридонову, Василию Ощепкову и Анатолию Харлампиеву.
В Москве появился памятник создателям самбо. Скульптурную композицию, изображающую тренеров Виктора Спиридонова, Василия Ощепкова и Анатолия Харлампиева, установили на Аллее Славы в парке спортивного комплекса «Лужники». Именно благодаря им в 1938-м году в СССР появился новый вид спорта, основанный на приемах японских джиу-джитсу и дзюдо, а также многих других видов боевых искусств. Сначала он именовался борьбой вольного стиля, а нынешнее название «самбо» (это аббревиатура от словосочетания «самооборона без оружия» получил позднее). Самбо сегодня пользуется популярностью во всем мире.
Монумент выполнен из бронзы и гранита. Его создал коллектив скульпторов под руководством народного художника России Салавата Щербакова.
«Это настоящий монументальный комплекс, который отражает историю и философию самбо. Здесь каждый элемент имеет не только художественное, но и символическое значение. Уверен, что памятник станет новой достопримечательностью парка в “Лужниках”. Здесь будут проходить торжественные награждения спортсменов, праздники самбо и другие мероприятия», — прокомментировал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
В основе скульптурной композиции круглая гранитная площадка со ступенями (стилобат). В ее центре — эмблема Всероссийской федерации самбо.
На площадке две бронзовые фигуры борцов, выполняющих знаменитый в самбо бросок под названием «мельница». Спортсмены ведут поединок на полусфере, опоясанной орбитой. Так авторы изобразили земной шар, символизирующий популярность этой борьбы во всем мире. На орбите можно увидеть девиз единоборства «Самбо — наука побеждать».
За состязанием самбистов внимательно наблюдают отцы-основатели самбо. Это Виктор Спиридонов (1882–1944), создавший систему прикладной борьбы и рукопашного боя на основе джиу-джитсу. Она применялась в рядах советской милиции и войсках НКВД. Рядом с ним — Василий Ощепков (1893–1937), создатель советской версии дзюдо. Он ввел в названия приемов японской борьбы русскоязычные термины, заменил поклон на обязательное рукопожатие до и после схватки, скорректировал крой формы спортсменов. Третий основоположник самбо — Анатолий Харлампиев (1906–1979), ученик Ощепкова, исследователь боевых искусств и национальных видов борьбы народов СССР. Он собирал и систематизировал методики различных видов единоборств. Именно благодаря Харлампиеву самбо как спортивная дисциплина получила в СССР официальный статус.
Фигуры создателей самбо, выполненные из бронзы, расположены справа от символического борцовского ковра.